Какую организационно-правовую форму выбрать?


Вы решили открыть свое дело, и у Вас даже уже есть перспективная бизнес-идея, но Вы пока не знаете в какой организационно-правовой форме лучше зарегистрировать Ваше предприятие. Наиболее распространенными видами организационно-правовых форм бизнеса являются общества с ограниченной ответственностью (ООО), закрытые акционерные общества (ЗАО), открытые акционерные общества (ОАО) и индивидуальные предприниматели (ИП). Каждая из этих форм имеет свои «плюсы» и «минусы», но если правильно выбрать организационно-правовую форму бизнеса, то у Вас в руках окажется дополнительный инструмент для достижения поставленных целей, решения задач и защите бизнеса.

Выбирая организационно-правовую форму, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Способ распределения дохода – каким образом полученный доход распределяется между владельцами капитала. 
  • Форма ответственности учредителей (участников) – степень ответственности, которую будут нести учредители по долгам их предприятия. 
  • Форма осуществления контроля над бизнесом - возможности осуществления контроля над бизнесом 
  • Скорость передачи прав собственности - как быстро можно изменить собственников фирмы 
  • Способность привлекать финансовые ресурсы – как легко будет привлекать дополнительные финансовые ресурсы для бизнеса 
  • Налогообложение - какие налоги придется платить 


Рассмотрим каждый вид организационно-правовой формы предпринимательства в отдельности и рассмотрим их «плюсы» и «минусы».

Индивидуальный предприниматель – это один человек, у которого нет учредителей или каких-либо других участников, кроме наемных работников, которым индивидуальный предприниматель должен оформить трудовые книжки. Такой бизнес создается для себя, а не для продажи. Предприниматель рискует собственным имуществом по долгам. Убытки, которые возникают в ходе ведения бизнеса, предприниматель должен компенсировать из своего имущества. Со своих доходов ИП платит налог 13%. Индивидуальному предпринимателю сложно привлечь финансовые ресурсы. Акций у него нет, инвесторам он предложить ничего не может, остается только брать кредиты, да и их дают с неохотой. 

«Плюсы»:

- Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности

- Упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов 

- Отсутствует бухгалтерский учет 


«Минусы»:

- Ответственность по долгам всем личным имуществом

- Сложно привлекать финансовые ресурсы, дарить, наследовать и продавать бизнес 

- Отсутствие возможности распределения ответственности по обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности 

 

Эта организационно-правовая форма подходит для бизнеса с низким уровнем рисков и небольшими оборотами и если у человека нет предпринимательского опыта.

Общество с ограниченной ответственностью - одна из наиболее часто используемых в настоящее время форм. Эта форма объединения капитала, сочетающаяся с возможностью личного участия в деятельности организации. ООО может быть учреждено как физическими, так и юридическими лицами, но количество участников ограничено: от 1 до 50. Правда, часто возникают такие ситуации, когда необходимо принять единогласное решение, а договориться между собой учредители не могут, поэтому оптимальным количеством учредителей можно назвать не более 5 человек, которые смогут наладить между собой хорошие рабочие отношения. Каждый участник ООО компенсирует убытки только в размере своей доли. Эта форма позволяет привлекать финансовые ресурсы: как кредиты, так и инвестиции. Участник ООО может в любое время выйти из него и получить действительную стоимость его доли. Правда, после этого финансовое положение ООО ухудшится, тем более, если эта доля была весомой. Смена участников регистрируется в учредительных документах и в регистрационном органе.

«Плюсы»:

- Ответственность ограничена суммой вклада

- Можно в любое время выйти из общества 

- Сравнительно простая процедура регистрации 


«Минусы»:

- При выходе участника из состава общества может возникнуть возможность финансового кризиса в связи с выплатой участнику его доли в имуществе общества

- Усложненная процедура купли-продажи долей в уставном капитале ООО 

- Относительная усложненность ликвидационных процедур 


Данная организационно-правовая форма подходит для бизнеса, связанного с небольшими рисками, для которого необходимо руководство нескольких человек. А если предвидится частая смена участников ООО, то лучше эту форму не выбирать, а подумать над созданием акционерного общества.

Акционерное Общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО может быть создано как физическими, так и юридическими лицами. Создавая АО, учредители заключают между собой договор, в котором прописывается количество акций, оговаривается порядок совместной деятельности и другие вопросы. Ежегодно должно проводиться собрание акционеров - Высшего органа АО. Единоличным исполнительным органом является генеральный директор, а коллегиальным исполнительным органом – дирекция. Скорость передачи акций в АО высока. Акционерное общество бывает закрытым и открытым.

Закрытое Акционерное общество – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Другими словами, если один из акционеров захотел продать свои акции лицу, не являющимся участником данного ЗАО, то он может это сделать только после того как предложит эти акции участникам ЗАО. Число участников не должно превышать 50 человек. Это уже объединение не личностей, а капиталов.

«Плюсы»:

- Ответственность ограничивается суммой вклада

- Процедура купли-продажи акций достаточно проста 

- Высокая конфиденциальность владения бизнесом 


«Минусы»:

- Максимальное количество участников ЗАО – 50 физических и юридических лиц

- Государственная регистрация выпуска акций и отчета об эмиссии 

- Наиболее высокий уровень штрафных санкций, налагаемых на ЗАО и размер установленных пошлин 


Если Вы не хотите, чтобы Ваше предприятие зависело от решений одного учредителя, а состав акционеров оставался неизменным, то Вам стоит рассмотреть создание ЗАО, тем более, что уровень доверия к ЗАО со стороны участников рынка выше, чем к ООО.

Открытое Акционерное Общество - общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО позволяет осуществлять увеличение уставного капитала компании за счет продажи акций на фондовом рынке. Выпуск акций возможен не только в момент открытия и регистрации фирмы, а также и в дальнейшем процессе деятельности. Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1000 МРОТ. Акции продаются свободно, поэтому ОАО должно ежегодно публиковать результаты своей деятельности: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

«Плюсы»:

- Ответственность ограничена суммой вклада

- Процедура купли-продажи акций достаточно проста 

- Получение в распоряжение компании достаточно серьезных денежных средств, позволяющих достичь высокого уровня экономического развития фирмы 


«Минусы»:

- Обязательная публикация ежегодных результатов финансовой деятельности

- Обязательное проведение ежегодного полного аудита фирмы 

- Государственная регистрация выпуска акций и отчета об эмиссии 


Данная организационно-правовая форма подходит для создания крупной компании, для развития которой требуются большие вложения и инвестиции и когда участников предприятия больше 50 и регистрация ООО или ЗАО невозможна.

Ни одну из вышеперечисленных организационно-правовых форм бизнеса нельзя назвать лучшей или худшей. Каждая из них подходит для определенных целей, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому взвесьте все «за» и «против», уясните для себя чего Вы хотите достичь, хотите ли Вы работать с партнерами или в одиночку и необходимо ли будет Вашему предприятию дополнительное финансирование.

 

Материал с сайта udbiz.ru

Курсы валют на 22.11.2018

USD 1 Доллар США
65,9485 0,3614
EUR 1 Евро
75,1483 -0,0342
Источник: ЦБ РФ

МРОТ c 01.07.17 - 7 800 руб.


МРОТ c 01.01.18 - 9 489 руб.


МРОТ c 01.05.18 - 11163 руб.


Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption

 

вологодская реклама

Яндекс.Метрика