Обнародован гибрид счета-фактуры и накладной
В черную рамочку обведен обычный счет-фактура, а левее и ниже приведены реквизиты, необходимые для фиксации факта хоздеятельности. Выяснилось также, что любой хозяйствующий субъект уже с начала 2013 года имел право самостоятельно создавать подобные гибриды при условии наличия в них обязательных реквизитов, предусмотренных для счетов-фактур и для первичных документов.
Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры", о существовании которого стало известно вчера, вечером было опубликовано на сайте ФНС в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами".
Письмо содержит рекомендации налоговым органам насчет того, как им следует оценивать документы, которые одновременно содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и для счетов-фактур, и для первички.
Ни глава 21 НК, ни постановление № 1137 не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов или сведений. Их указание в счетах-фактурах не является основанием для отказа в вычете НДС.
Законом "О бухгалтерском учете" предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни, установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.
Таким образом, начиная с 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур.
Такое объединение при соблюдении требований закона о бухучете и главы 21 НК не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).
В приложении к письму ФНС привела рекомендуемую форму универсального передаточного документа (УПД) на основе формы счета-фактуры. Форма согласована с Минфином. При этом хозяйствующие субъекты вправе применять и другие формы документов при наличии в них обязательных реквизитов, и неприменение данной формы не может быть поводом для отказа учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения.
Оказалось, что в конечном варианте идея гибрида реализована не путем введения приложения к счету-фактуре, как это предлагалось ранее.
В черную рамочку обведен обычный счет-фактура, а левее и ниже приведены реквизиты, необходимые для фиксации факта хоздеятельности, включая сведения о факте отгрузки, транспортировки и приемки товара.
Вверху левой колонки содержатся слова "Универсальный передаточный документ" и возможность выбора статуса его использования: как счет-фактура и передаточный документ или как только передаточный документ (акт).
Второе приложение к письму содержит перечень операций, в которых может использоваться УПД. Оттуда стало известно, что УПД может применяться для подтверждения не только отгрузки товаров, но также и передачи результатов работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, включая проведение данных операций через агента.
Использование предлагаемой формы документа, имеющего в своем названии слова «Счет-фактура», в статусе только первичного документа организациями и предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС, не влечет за собой для них обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС (при этом, у таких организаций не будет значений в показателях граф 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога, предъявляемая покупателю").
Кроме того, форма УПД со статусом "2" - "передаточный документ (акт)" - может быть использована также при отгрузке комитентом (принципалом, доверителем) товаров комиссионеру (агенту, поверенному) для продажи от своего имени или от имени комитента (принципала, доверителя). В таком случае это будет первичный документ на передачу ценностей комиссионеру (агенту, поверенному) для продажи без перехода права собственности на них.
В приложениях к письму даны также и другие рекомендации по применению нового документа, в том числе - по отражению его показателей в книге покупок и продаж, в журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур, в налоговом учете в целях налога на прибыль.
Источник:Audit-it.ru